ПРЕССА О НАС
Издание: Газета «Молот»
Цена комфорта
В 2018 году на благоустройство Ростовская область потратит 1,4 млрд рублей. Если этих денег не хватит, привлекут жителей и бизнес. С нового года (госфинансирование станет обязательным.
Готовы доплатить По данным регионального правительства в Ростовской области более 21 тысячи объектов благоустройства, из них 762 объекта - скверы, площади, аллеи, пляжи и 421 парк. Многие общественные пространства имеют серьезный износ, мало освещены, в них отсутствуют прогулочные дорожки, трассы для велосипедов и роликов. К 2022 году по программе формирования современной городской среды в регионе должны быть созданы комфортные образцовые дворы и парки. Минимальный перечень работ по благоустройству включает ремонт проезжей части, установку освещения, урн и лавок.
Если граждане захотят чего-то большего, придется доплатить.
По словам заместителя губернатора Ростовской области Сергея Сидаша, многие жильцы готовы вкладывать в свои дворы.
- В Азове, к примеру, уровень софинансирования составляет от 8 до 10%.
Неравнодушен и бизнес. Парикмахерские, магазины, находящиеся на первых этажах домов, тоже инвестируют в благоустройство территорий. Пока это добровольно, но со следующего года станет обязательным - не менее 1%, - сообщил Сергей Сидаш.
Центр компетенций по развитию городской среды, созданный в этом году на базе ДГТУ, до декабря должен провести экспертную оценку проектов по благоустройству городских территорий и придворовых пространств. Лучшие из них в общей сумме получат 600 млн рублей. По словам директора Центра компетенций Алексея Санина, одним из ключевых критериев отбора является наличие софинансирования со стороны бизнеса либо иного внебюджетного источника.
- Мы видим, что коммерческие организации постепенно вовлекаются в сферу благоустройства. К примеру, в Аксае собственник торгового центра, прилегающего к скверу, решил за свой счет построить там парковку. А ростовскую набережную даже на федеральном уровне ставят в пример лучшего взаимодействия бизнеса и власти. Но муниципалитеты должны активнее взаимодействовать с предпринимателями. Ведь когда в объекты инвестируются не только федеральные или региональные средства, но и местные, то отношение к ним уже другое, - прокомментировал Алексей Санин.
10% на "искусство"
Бизнес к новой инициативе отнесся лояльно. По мнению заместителя генерального директора ООО "Группа Агроком", директора бизнес-комплекса "Недвижимость" Сергея Зайченко, софинансирование бизнеса позволит более оперативно воплощать в жизнь проекты по благоустройству улиц, внутридворовых территорий, городских пространств. Среди минусов можно выделить дефицит специалистов в этой области и при этом большой объем работ. Также есть опасения по поводу унификации проектных решений в разных городах.
- Так, московское КБ "Стрелка" разработало некие стандарты благоустройства для российских городов. На наш взгляд, в каждом крупном урбанистическом центре должны быть разработаны уникальные решения с учетом различных особенностей местности, традиций, менталитета, рельефа и тому подобного, - отметил Сергей Зайченко.
Как показывает практика, интерес бизнес-сообщества к созданию комфортной городской среды в Ростовской области еще достаточно низкий.
Взять, к примеру, парки. Еще в 2015 году ростовские власти объявили о намерении развивать городские парки за счет передачи их в концессию. За два года чиновники планировали отдать в "хорошие руки" сразу несколько объектов. Речь шла о парках имени 1 Мая, Максима Горького, Н. Островского, Собино. Но пока только два парка находятся в долгосрочной аренде у бизнеса - имени города Плевен и Октябрьской Революции. Они были отданы предпринимателям еще в начале 2000-х. По мнению экспертов, на сегодня это лучшие площадки для отдыха в городе. К слову, в модернизацию парка Плевен было вложено 500 млн рублей, на его территории построены дельфинарий и ледовый комплекс "Айс Арена". Парк Октябрьской Революции, отданный "Группе Агроком", с каждым годом преображается. В 2016 году инвестор установил на его территории третье по величине в России колесо обозрения.
Директор Центра градостроительных компетенций РАНХиГС при Президенте РФ, руководитель проектного бюро "Платформа", эксперт по вопросам развития территорий Ирина Ирбитская объясняет низкую степень вовлеченности бизнеса в сферу благоустройства тем, что в России нет механизмов мотивации для частных компаний.
- В Голландии до того, как у них случился капитализм - это конец 90-х годов, - было социально ориентированное государство, - рассказала Ирина Ирбитская. - Существовало жесткое правило: в любом девелоперском проекте должно быть, допустим, 10% "искусства". Это могло быть что угодно: уникальный фасад, благоустройство общественного пространства, скульптура, которая будет стоять рядом с этим зданием. Если 10% от общей стоимости проекта голландский девелопер тратил на искусство, то государство ему ослабляло налоги. Думаю, в ближайшие пять лет Россия тоже к этому придет. По словам генерального директора Агентства инвестиционного развития Ростовской области Игоря Буракова, пока социальная ответственность бизнеса проявляется, прежде всего, в добросовестной уплате налогов и в том, чтобы на предприятиях вовремя платили зарплаты, а у работников был полноценный соцпакет. Вместе с тем многие компании в Ростовской области, по крайней мере почти весь крупный бизнес, дополнительно инвестируют в социальную сферу - спонсируют спортивные команды, детские праздники, поддерживают различные социальные проекты, инициативы и т. д.
- Компания Mars, например, вместе с властями Ростова-на-Дону и Аксая затеяла большую социальную программу по благоустройству городских парков и скверов: на внебюджетные средства там создаются специальные площадки для выгула собак. Это первый такой опыт в России, он оказался успешным и будет тиражироваться по стране, - прокомментировал Игорь Бураков.
Инвестиции в репутацию
Однако столичные девелоперы давно поняли одну простую вещь: благоустройство территории вокруг жилого комплекса - это инвестиция и в будущее проекта, и в свою репутацию, говорит генеральный директор ООО "ПАТРИОТ-Девелопмент Юг" Сергей Анискин. По его словам, сегодня конкуренция между застройщиками очень высокая, и комфортная городская среда, в которую вписан объект, повышает его привлекательность для покупателя. Поэтому в Москве соинвестирование благоустройства уже становится повсеместной практикой, а в Ростове это пока редкая инициатива отдельных застройщиков.
- К примеру, мы благоустроили набережную реки Темерник, которая примыкает к нашему жилому комплексу "Акварель" на улице Скачкова, - произвели озеленение, в том числе высадили фруктовый сад и аллею, установили скамейки и урны, сделали прогулочные дорожки, провели освещение, - рассказывает Сергей Анискин. - Это городская территория, однако мы с самого начала понимали, что ее благоустройство даст нам хорошее конкурентное преимущество, а администрации - включить эту, пусть и небольшую, территорию в жизнь города.
Похожая ситуация складывается в жилом районе Левенцовский, который развивает застройщик на западе Ростова. Два микрорайона уже построены, два активно строятся, и еще один - в перспективе. Это огромная территория, которую мы превратили в современное и гармоничное городское пространство с развитой инфраструктурой, ухоженными дворами, детскими и спортивными площадками, цветниками, зелеными бульварами. Наша собственная управляющая компания "ПАТРИОТ-Сервис" следит за чистотой и порядком, - продолжает Сергей Анискин. - Тонкость в том, что в зоне ответственности УК находятся сами дома и придомовые территории, но рядом есть участки, которые принадлежат городу и благоустройству которых уделяется заметно меньше времени и сил. Жители на это жалуются: им нет разницы, чьи это участки, они просто хотят, чтобы у них в районе было комфортно. И мы это делаем. Вывод напрашивается простой: необходима стандартизация механизма соинвестирования и разработка четких правил сотрудничества властей и девелоперов.
2017 © АО «ПАТРИОТ»
107078, г.Москва
ул. Садовая-Спасская, д. 28
Тел./факс: +7 (495) 660-75-15