ПРЕССА О НАС
Издание: Газета «Строительная газета»
ДСК — НА СОВРЕМЕННУЮ ТЕХНИЧЕСКУЮ ОСНОВУ

На заседании Совета при Президенте РФ по реализации приоритетных национальных проектов руководство компании «ИНТЕКО» предложило принять меры по интенсификации создания современных домостроительных комбинатов. О сути этого предложения рассказывает по просьбе корреспондента «СГ» генеральный директор ЗАО «Патриот» — дочерней структуры ЗАО «ИНТЕКО» — Вадим Догадайло.

— Вадим Анатольевич, какие конкретно технологии домостроения предполагается использовать?

— Спрос на новые виды изделий КПД сформировался еще в докризисный период, так как рыночная ситуация требовала от застройщиков ввода большого количества квадратных метров высокими темпами при высоком качестве возводимых зданий. При этом строительные эксперты считают, что популярные сегодня технологии монолитного и кирпичного домостроения не всегда полностью отвечают требованиям эффективного производства работ, поскольку такие работы слишком дороги, продолжительны и, зачастую, сопряжены с высокими рисками, связанными с нарушением определенной технологии (например, при работе в зимний период).

Эксперты полагают, что со стоящими перед отраслью задачами можно справиться за счет индустриализации строительства, что подразумевает осуществление большей части работ в заводских условиях, а на стройплощадке — окончательной сборки здания. Это обеспечивает скорость возведения объектов и позволяет снизить трудозатраты, объем задействованной техники, а, следовательно, и себестоимость работ.

Суть модернизации домостроительных комбинатов — в переходе на изготовление изделий для новых специально разработанных серий домов, в которых учтены современные требования к жилью, в частности, в области противопожарной безопасности. При этом в соответствии с рыночными требованиями должна быть пересмотрена планировка квартир.

Развитие мирового индустриального домостроения в последние годы было направлено на обеспечение архитектурного разнообразия при сохранении всех преимуществ индустриального способа производства, отработку технологии на основе автоматизации, роботизации и компьютеризации. Все это позволяет сегодня с минимальными временными затратами создать в России современные заводы методом переноса, закупив сложившиеся технологии, системы машин и механизмов, используемые в индустриальном домостроении за рубежом.

Такой опыт у нас имеется. Компания «ИНТЕКО» в 2007-2008 годах приобрела в Ростовской области комбинат крупнопанельного домостроения с технологией, не менявшейся с 1973 года. В связи с невозможностью реанимации изношенного оборудования мы осуществили строительство новой производственной линии на основе оборудования немецкой фирмы EBAWE. При этом мы убедились, что переход с одной серии на другую на заводах нового типа занимает три месяца и может происходить без остановки производства. Это позволяет без существенных затрат производить разнообразную застройку в рамках одной или ряда площадок одним и тем же предприятием.

Для достижения минимальной приемлемой рентабельности производства крупнопанельной серии жилых домов заводу КПД важно иметь постоянный по объему и времени сбыт изделий, что может быть гарантировано только при наличии у завода постоянного спроса на его изделия со стороны застройщика. Вполне логично, что наличие земельного участка с внушительными объемами комплексной застройки у владельцев заводов КПД – необходимое требование для успеха реализации таких проектов. Фактически речь идет о необходимости возрождения домостроительных комбинатов (ДСК), которые сами изготовляют сборные конструкции, доставляют их к месту строительства и монтируют дома. Таким образом, ДСК отвечают и за качество конструкций, и за качество вводимых в эксплуатацию домов, и за сроки строительства. Так, наиболее эффективным является поддержка предприятий-производителей домов полного цикла с наличием земельного участка, гарантирующего загрузку завода КПД на протяжении, по меньшей мере, 8-10 лет.

Применительно к стройиндустрии важными мерами государственной поддержки могли бы стать:

  • государственное соинвестирование социально и экономически значимых для регионов инвестиционных проектов в стройиндустрии в виде гарантий по кредитам, субсидирования процентной ставки по кредитам и освобождение предприятий от налогов на землю и имущество на период реконструкции;
  • выкуп для государственных нужд земельных участков, подготовка и создание на них необходимой инженерной инфраструктуры для строительства и эксплуатации (на концессионной основе или с ограниченным сервитутом) предприятий строительной индустрии;
  • развитие концессионных принципов партнерства с коммерческими организациями по эксплуатации построенных домостроительных предприятий с сервитутом долгосрочного государственного заказа (с ограниченной рентабельностью) на производимую продукцию в размере не менее 50 процентов от производственных мощностей, направляемых на строительство социального жилья;
  • создание федеральных и региональных программ по государственной поддержке геологического изучения, разведки и разработки месторождений полезных ископаемых для производства стройматериалов;
  • координация программ развития производства строительных материалов с инвестиционными программами развития мощностей естественных монополий по обеспечению предприятий топливно-энергетическими ресурсами и подвижным составом;
  • разработка и принятие мер по формированию федеральных, региональных и муниципальных программ в сфере производства и применения вторичного минерального сырья, включающих подготовку нормативных правовых актов, направленных на создание условий, стимулирующих переработку вторичного минерального сырья.

— На заседании Совета при Президенте РФ говорилось о возможности использования частно-государственного партнерства для создания современных домостроительных комбинатов. В связи с этим возникает вопрос: из каких источников предполагается осуществлять финансирование программы выхода домостроительной промышленности из кризиса?

— Развитие институтов взаимодействия государства и бизнеса выступает одним из важнейших условий формирования эффективной экономической политики, повышения инновационной активности, развития экономической инфраструктуры. Такое взаимодействие позволяет повысить эффективность инвестиционного сектора экономики, науки и образования, снизить издержки бюджетов всех уровней при реализации инновационных проектов, значимых для государства. Частно-государственное партнерство создает стимулы для расширения использования на региональном и муниципальном уровне лизинговых и концессионных механизмов инвестирования инновационных проектов, практики смешанного инвестирования долгосрочных программ развития транспортной инфраструктуры, жилищно-коммунального хозяйства, промышленности строительных материалов, жилищного строительства, научно-технической и инновационной сферы.

Развитие механизмов частно-государственного партнерства обеспечивает, во-первых, развитие производственной, социальной и инновационной инфраструктуры с учетом интересов и при активном участии бизнеса; во-вторых, повышение эффективности использования государственной собственности и бюджетных расходов, в том числе направляемых на поддержку инноваций и социальной сферы; в-третьих, стимулирование частного сектора к развитию предпринимательской активности в областях, обладающих наибольшим потенциалом качественного экономического роста, к которым, несомненно, относится и стройиндустрия.

Реализация комплекса мер государственной поддержки строительной отрасли должна происходить, в том числе, и на принципах частно-государственного партнерства. Причем предпринимаемые государством шаги не должны нарушать рыночные принципы функционирования жилищной сферы, не повышать рисков деятельности частных инвесторов, кредитных организаций, девелоперов, предприятий строительной индустрии и других профессиональных участников рынка и быть направленными как на поддержку жилищного строительства, так и на стимулирование покупательского спроса.

На сегодняшний день существует множество форм партнерства государства с бизнесом. В частности, можно выделить контракты на управление (в том числе арендные договоры); предприятия, созданные путем акционирования или на условиях долевого участия государства и бизнеса; концессии (конкретные меры перечислены в ответе на предыдущий вопрос). Все они предполагают использование как частных, так и государственных источников финансирования (напрямую или опосредованно).

— И, наконец, главный вопрос: возможна ли успешная реализация предложенных Вами мер в отсутствии штаба отрасли стройкомплекса России — Министерства строительства или Госстроя?

— Для внедрения и реализации комплекса мер по развитию строительной отрасли необходимо наличие эффективного механизма. В связи с отсутствием в государстве института, осуществляющего общее руководство развитием строительной отрасли, целесообразно воссоздание Министерства строительства (Госстроя РФ).

Строительство — это не только возведение объектов, это еще и научные исследования, изыскания, экспертиза, проектирование, воспитание новых кадров, постоянный и тщательный контроль за ходом работ, вопросы ценообразования и сметного нормирования. Это сложнейший комплекс вопросов и проблем, который, безусловно, должен иметь централизованное государственное управление.

Никто функции Госстроя на себя полностью не взял. Нормативная база строительства в целом отсутствует, ГОСТы и СНиПы носят рекомендательный характер, строительные технологии часто не соблюдаются, лабораторные испытания практически не ведутся. Набирающий сейчас силу процесс формирования саморегулируемых организаций должен вестись под особым контролем государства, потому что именно СРО возьмут на себя всю ответственность и решение отраслевых проблем, о которых говорилось выше.

В частности, ЗАО «ИНТЕКО», а также его дочерние структуры ЗАО «Патриот-Девелопмент» и ЗАО «Домостроительный комбинат №7» в соответствии с Федеральным законом РФ от 22.07.08 № 148-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создают саморегулируемую организацию — Некоммерческое партнерство «Профессиональная строительная группа» (НП «ПрофСтройГруп»). Данная организация призвана объединить усилия своих членов — наиболее профессиональных и социально ответственных представителей строительного рынка — в целях повышения безопасности и качества строительства.

— Желаем Вам в этом деле успехов и в развитии домостроения.

2019 © АО «ПАТРИОТ»
107078, г.Москва
ул. Садовая-Спасская, д. 28
Тел./факс: +7 (495) 660-75-15