ПРЕССА О НАС
Издание: Строительная газета
Никто не хотел раскрывать

Основной причиной отказов в выдаче лицензий УК в Ростовской области стали нарушения по части раскрытия информации

Ростовская область — один из первых регионов РФ, который приступил к внедрению системы лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ. По состоянию на 21 июля 2015 года лицензионной комиссией Ростовской области принято решение о выдаче 353 лицензий. Отказано в выдаче лицензий 81 соискателю, при этом 57 управляющих организаций из этого числа повторно подали заявления о предоставлении лицензии. 56 управляющих организаций по решению Лицензионной комиссии получили лицензии без перечней мест осуществления предпринимательской деятельности, 1 управляющей организации было повторно отказано в предоставлении лицензии. Сегодня в Ростовской области на обслуживании УК находятся около 15 тысяч многоквартирных домов.

Основной причиной отказов в выдаче лицензии на управление многоквартирными домами управляющим компаниям Ростовской области стали нарушения по части раскрытия информации. «Так, некоторые УК не смогли предоставить документы о том, на основании чего они вообще обслуживают дома, нет документации о проведении общего собрания, где бы эту компанию люди выбрали, — рассказал исполняющий обязанности начальника Госжилинспекции Ростовской области Павел Асташев. — Другое частое нарушение: компании не обнародовали сведения о том, сколько денег собрано с людей по итогам года, сколько потрачено и, главное, на что. Не сообщали недобросовестные компании и перечень работ, проведённых в доме, а также что именно будет сделано в текущем году». В процентном соотношении более всего отказников — свыше 50% — оказалось в городе Батайске. Там с заявлением о выдаче лицензии обратились 15 компаний, в отношении семи из них решение было положительным, но восемь получили отказ.

Одной из основных целей лицензирования УК как раз и является повышение прозрачности сферы ЖКХ, устранение с рынка недобросовестных управляющих организаций. «Жильцы должны видеть, куда идут их деньги, это самое главное, — заявляют в министерстве строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области. — Сегодня мы в первую очередь работаем над созданием условий, в которых недобросовестным, непрофессиональным предпринимателям в этой сфере делать нечего, в сфере управления многоквартирными домами должны работать только высокопрофессиональные люди».

Лицензирование может стать эффективным рычагом для контроля сферы жилищно-коммунального хозяйства. Во-первых, ГЖИ будет осуществлять в отношении управляющих организаций лицензионный контроль, а во-вторых, управляющая организация, допускающая нарушения, может потерять «бессрочную» лицензию.

Сложнее обстоит дело с долгами за услуги ЖКХ. Несмотря на то, что от состояния расчетов с кредиторами зависят платежеспособность и финансовое состояние организации, в перечень критериев оценки для выдачи лицензии показатель о наличии кредиторской задолженности за коммунальные ресурсы не вошел. Неплатежи за коммуналку превысили в области 1,3 млрд рублей.

УК зачастую отвлекают средства, собранные для ресурсоснабжающих организаций, на решение иных задач, например, на ремонт крыши, фасада. Жильцы довольны, видя результат, но на самом деле это отвлечение средств, а в итоге накапливается задолженность. Санкций за такое перераспределение средств пока нет. Был даже прецедент, когда суд отказал в возбуждении уголовного дела, ведь деньги были направлены на крыши, фасады, а не кому-то в карман.

В то же время все понимают, что с долгами надо что-то делать. Региональное министерство предложило внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации, установив дополнительные условия для аннулирования лицензий управляющих компаний — наличие подтвержденной решением суда задолженности перед ресурсоснабжающими организациями за поставленные коммунальные ресурсы в размере, превышающем стоимость соответствующих коммунальных ресурсов за три расчетных периода. Кроме того, сейчас рассматриваются законопроекты в части ужесточения ответственности потребителей за несвоевременную оплату.

Прописать порог задолженности управляющей организации перед ресурсоснабжающими организациями, фондами капитального ремонта, превышение которого станет основанием для лишения лицензии, предлагают и на федеральном уровне. Но поскольку пока необходимой законодательной базы на сей счет нет, регионы пытаются «бороться» с управляющими организациями административными методами. Так, до 1 октября текущего года все управляющие организации Ростова-на-Дону должны погасить задолженность перед поставщиками услуг. Эту дату озвучила директор департамента ЖКХ и энергетики города Анна Нор-Аревян. Очевидно, что лицензирование УК — это необходимый, но лишь первый шаг в процессе урегулирования проблем отечественного ЖКХ.

СПРАВОЧНО

В городе Ростове-на-Дону работают 388 управляющих организаций, в том числе 143 управляющие компании, 206 товариществ собственников жилья, под управлением которых находится 5959 домов, в которых проживают 520446 человек

ИМПУЛЬС К РАЗВИТИЮ

Сергей ЮДИН, генеральный директор УК «ПАТРИОТ-Сервис» (Ростов-на-Дону, ГК «ИНТЕКО»):

Лицензирование УК в Ростове-на-Дону, да и в целом в России, началось не так давно, поэтому оценивать его влияние на качество услуг пока несколько преждевременно. Но я очень хорошо вижу и чувствую, как новый порядок работы УК влияет на нашу компанию. Надо сразу сказать, что УК «ПАТРИОТ-Сервис» создана в 2009 году ведущим застройщиком Ростова — Группой компаний «ПАТРИОТ» для управления своими объектами. Может показаться, что это сильно облегчает нам жизнь, но на практике это совсем не так. Да, у нас нет задачи извлечения прибыли любой ценой, но и превращаться в «пылесос» для денег нам нельзя. При этом наша главная задача — сделать так, чтобы обслуживание соответствовало высоким стандартам объектов, которые строит наша материнская структура. Любой нормальный девелопер стремится создать комфортную и современную жилую среду, но когда его усилия оценивают покупатели квартир, свое мнение они составляют в основном по тому, как живется в созданном им объекте. То есть в основном по нашей работе.

До недавнего времени стандартов качества работы отрасли, по сути, не было. Конечно, были определенные требования, контроль за выполнением которых был, если честно, нестрогий, и поэтому не все компании считали эти требования обязательными.

Поэтому мы разработали собственные стандарты работы, исходя из пожеланий жителей и возможностей ГК «ПАТРИОТ». Заморозка тарифов до июля 2017 года, полностью открытая отчетность, постоянное общение с жителями лично и в интернете, быстрая реакция на обращения, помощь в организации коллективных праздников — все это наглядные примеры наших стандартов. Но на то они и собственные, что вводить их нас никто не обязывал, отчета за их соблюдение не спрашивал и теоретически никто не помешал бы нам от них отказаться.

Но вот после введения лицензий мы ощутили перемены. Контроль со стороны надзорных органов — жилищной инспекции и администраций районов, в которых мы работаем, — стал строже и предметнее. Такое внимание, если честно, приятно, особенно с учетом важности нашей отрасли для здоровья и безопасности людей.

Я считаю, что лицензирование, безусловно, стало важным и необходимым шагом на пути создания общеотраслевых стандартов работы. Государство таким образом хотело дать участникам рынка новый импульс к развитию, и, мне кажется, это получилось. Допускаю, что соблюдать эти стандарты смогут не все компании, и кому-то придется уйти с рынка. Это неизбежно.

Но самим УК надо дать возможность развиваться. У нас, например, полное налогообложение, так что мы платим порядка 1,5 млн рублей в месяц — это НДС, налоги на прибыль, на недвижимость и т.п. При этом почему-то мы должны полностью оплачивать, например, общедомовое водоотведение, а это совсем недешево. Было бы правильно разрешить управляющим компаниям какую-то часть налогов расходовать на содержание домов, на повышение их энергоэффективности, оснащение различным современным оборудованием и механизмами. Считаю, все эти вопросы нуждаются в законодательном урегулировании.

2019 © АО «ПАТРИОТ»
107078, г.Москва
ул. Садовая-Спасская, д. 28
Тел./факс: +7 (495) 660-75-15