ПРЕССА О НАС
Издание: Журнал «ЖБИ и конструкции»
Комбинат крупнопанельного домостроения, Ростов-на-Дону

Ведущий домостроительный комбинат юга страны спустя четыре года после проведенной комплексной реконструкции производства. Совпали ли ожидания и достигнуты ли поставленные цели? Что нового произошло на предприятии за прошедшее время?

Как оценивает эффективность проведенной реконструкции руководство предприятия и какие планы на будущее? Чтобы ответить на эти и другие вопросы, мы посетили офис компании «Патриот-инжиниринг» в Москве, а также пообщались с руководителем предприятия в Ростове-на-Дону.

Комбинат крупнопанельного домостроения в Ростове-на-Дону (ЗАО «ККПД») – это ведущий домостроительный комбинат юга страны и, пожалуй, на сегодняшний день одно из самых известных предприятий отечественной строительной индустрии, которое стало для многих успешным примером комплексного технического переоснащения производства. 1-й этап масштабной реконструкции, которая была проведена за 14 месяцев и завершилась в августе 2008 года запуском новых линий, стал настоящим событием, о котором много писали СМИ и которое с интересом обсуждалось в профессиональных кругах. С пор тех прошло более четырех лет.

В течение этого времени модернизированное предприятие принимало активное участие в застройке Ростова-на-Дону (Левенцовка, проект «Западные ворота»), используя новые производственные мощности и возводя дома новой серии «Р-н-Д», пришедшей на смену морально устаревшей 90-й серии.

Предпосылки реконструкции Ростовского ККПД

Встреча с Михаилом Яковлевичем Черняком, генеральным директором ККПД, помогла нам не только составить объективное представление о предприятии сегодня, но и узнать о прошлом комбината от человека, профессиональный опыт которого неразрывно связан с этим ростовским предприятием уже несколько десятков лет.

На «ККПД стройтрест № 9», основанный в 1973 году, Михаил Яковлевич Черняк устроился работать мастером в 1974 году. Уже через год он был назначен начальником цеха, затем – заместителем начальника ПТО. Таким образом, профессиональная деятельность Михаила Яковлевича неразрывно связана с комбинатом уже 38 лет, из которых, последние 18 лет он работает в должности генерального директора.

Согласитесь, это большой промежуток времени. Поэтому в ответ на мой вопрос «Что оказалось более сложным – провести реконструкцию предприятия или затем перестроиться для управления реконструированным предприятием?» Михаил Яковлевич вспомнил и рассказал о других реконструкциях в истории предприятия и выразил свое отношение к переменам в целом: «В 1980 году у нас на комбинате тоже была большая реконструкция, направленная на увеличение мощности предприятия более чем в два раза, а также на подготовку производственной базы для возведения домов новой на тот момент 90-й серии. Однако не только реконструкции несут в себе перемены. Смена собственников, изменения в политической и экономической жизни страны – это тоже серьезные перемены, с которыми, безусловно, нужно считаться и пережить которые мне всегда помогала моя жизненная позиция. Я считаю, что при любых обстоятельствах нужно делать то, что ты должен делать. При этом делать это хорошо и никогда не лениться думать. Если голова не работает, никакого прогресса не будет, а будет только регресс.

В лихие 90-е как мы выживали? Расскажу… Помните – все закрыто, ничто и никто не работает. И вот прихожу я к директору одного из предприятий и предлагаю ему построить дом, квартирный вопрос ведь все равно нужно было для людей решать. На что он мне, конечно, отвечает, что денег у него нет. Я его спрашиваю: «А зачем деньги? Я построю бесплатно, но при этом 35% квартир в новом доме будут мои». И мы договорились. Однако денег на строительство у меня тоже не было. Поэтому я со всеми рассчитывался, как в первобытном обществе, квартирами. Такой вот был бартер. Для этого я сформировал градацию, согласно которой, например, 1 тонна металла – это 1 м2 жилья. В новых домах квартиры продавали недорого. Поэтому на фоне общей стагнации на рынке нового жилья покупатель на наши квартиры всегда был. Так мы работали довольно продолжительное время. Однако менялся рынок, менялись условия работы, менялся комбинат. К 2005–2006 годам стало очевидно, что люди все меньше и меньше хотят покупать дома нашей 90-ой серии. Нам нужен был новый продукт, который и должен был появиться в результате комплексной реконструкции предприятия. Конечно, любые перемены – это риски. Но в то же время это необходимость, к которой мы всегда готовы и которая нас не пугает. Самое сложное в эпоху перемен – это убедить людей измениться вместе с тобой. Людей нужно переучивать, месяцами осваивать новое оборудование... Перейти от лопаты к компьютеру всегда сложно».

Информационная справка

1-й этап реконструкции Ростовского комбината крупнопанельного домостроения, 2007–2008

Модернизация комбината была направлена на изменение традиционной технологической схемы производства с целью внедрения современных технологий ЖБИ для строительства полносборных жилых домов новой серии ?Р-н-Д?. Дома новой серии были предназначены для реализации проекта массовой застройки жилого района ?Западные ворота? в Ростове-на-Дону.

По результатам анализа мирового рынка технологий индустриального домостроения для ККПД была выбрана агрегатно-конвейерная линия немецкой фирмы EBAWE. За основу новой технологической схемы был взят конвейерно-поточный метод, совмещенный по ряду изделий с классическим кассетным производством. Сформированный комплект оборудования в результате проведенной реконструкции обеспечивает приготовление бетонной смеси и ее адресную доставку, изготовление арматурных каркасов и их транспортировку к местам сборки и производство железобетонных изделий.

В приготовлении бетонной смеси участвуют весовые дозаторы и 4 планетарных бетоносмесителя (фирмы WIGGERT). Управление процессом приготовления смеси и ее адресной доставки происходит дистанционно из центра управления посредством полноавтоматической компьютерной системы PCS. Перемещение кюбеля происходит по двухшинной подвесной дороге. Периодическая мойка бетоносмесителей и кюбелей происходит при помощи рециклинговой системы (фирмы BIBKO).

Кассетный участок производства плоских элементов состоит из 7 сдвоенных кассетных установок, в каждой из которых 20 отсеков вертикального формования. Уплотнение бетона происходит с помощью навесных вибраторов. В производственный процесс внедрены современные методы термообработки железобетонных изделий.

Для сварки арматурных каркасов предусмотрена автоматизированная линия (фирмы PROGRESS), где правка арматуры из бухт и ее нарезка осуществляются с помощью двух правильно-отрезных станков, а изготовление арматурных сеток – на полноавтоматической установке для производства различных арматурных сеток по запрограммированному в CA D заданию.

Производство трехслойных панелей наружных стен происходит на линии циркуляции палет размером 10,4 x 3,75 м с применением съемной бортоснастки, что дало возможность оперативно менять номенклатуру выпускаемых изделий и отказаться от парка металлоформ под каждую марку изделий. Передвижение палет по роликоопорам принудительного движения осуществляется в автоматическом режиме с помощью компьютерной программы системы управления. Разметка габаритов изделия, мест установки закладных деталей на палете выполняется плоттером с помощью компьютерной программы. Подготовка палеты к формовке осуществляется на специализированных технологических постах (5 постов установки опалубки (бортоснастки), 6 постов армирования, 2 поста укладки утеплителя), что исключает простои конвейера из-за разного времени сборки в зависимости от сложности изделия. Твердение изделий осуществляется в напольном штабельном стеллаже (4 ряда x 15 ярусов) с рабочей температурой воздуха порядка 40–50С, где температурный режим поддерживается автоматически с помощью компьютерной программы. Установка и выемка заформованных изделий из штабельного стеллажа осуществляется также в автоматическом режиме с помощью компьютерной программы, позволяющей извлечь изделие из любого отсека. Применение полиуретановых матриц позволило создавать рельефные поверхности.

В результате применения новой технологии номенклатура выпускаемых железобетонных изделий предприятия включает в себя: плоские элементы (панели перекрытий и внутренние стены) на кассетных установках; наружные трехслойные стены на агрегатно-конвейерной линии оборота палет со съемной оснасткой; доборные изделия (лестничные марши и площадки, шахты лифтов, ограждения лоджий и др.) по агрегатно-поточной технологии и в объемных установках.

Мощности ККПД после проведенной реконструкции составили до 150 тыс. м2 жилья в год.

Успешный опыт комплексной реконструкции Ростовского ККПД – важный актив инжиниринговой компании «ПАТРИОТ-инжиниринг»

С трудностями перехода «от лопаты к компьютеру» не только кадрового характера, но в техническом плане довольно близко познакомился Станислав Евгеньевич Шмелев, который непосредственно руководил реконструкцией Ростовского ККПД. В результате уникальный опыт успешно выполненной работы стал важным активом компании ЗАО «ПАТРИОТ-Инжиниринг», где Станислав Евгеньевич сегодня является генеральным директором.

Главный вывод, который сделал из собственного опыта Станислав Евгеньевич, состоит в том, что комплексная реконструкция предприятия – это серьезная работа, которую должны выполнять опытные профессионалы, с реальным опытом реконструкции за плечами.

Когда возникает необходимость комплексной реконструкции производства, задача обычно стоит куда сложнее, чем избирательная замена оборудования на производстве. Целью реконструкции Ростовского ККПД было внедрение современных технологий ЖБИ для строительства полносборных жилых домов новой серии «Р-н-Д». А значит, критерии для выбора оборудования были основаны на конструкционных особенностях новой серии и запланированных объемах строительства.

Для подготовки проекта комплексной реконструкции предприятия найти исполнителя в России оказалось невозможно. Рынок инжиниринговых услуг в России и на сегодняшний день практически не развит, а почти 7 лет назад его просто не существовало. Иностранные же инжиниринговые компании, незнакомые с российской спецификой по целому ряду вопросов, выполняя заказы из России, предпочитают работать в кооперации с аналогичными российскими компаниями. Но отсутствие необходимого опыта, а значит, и компетенции, у российских компаний делает такую кооперацию невозможной или малоэффективной, что не может гарантировать ожидаемый результат. Поэтому руководством компании на тот момент было принято решение готовить проект комплексной реконструкции комбината своими силами. Руководить комплексной реконструкцией предприятия был назначен Станислав Евгеньевич Шмелев.

То есть проект начался с нуля: были поездки к производителям за границу, посещения заводов, расчеты, переговоры… Была проведена огромная работа, чтобы «ноль» в начале реконструкции через 14 месяцев превратился в уникальный опыт, а оказание инжиниринговых услуг предприятиям строительного сектора стало одной из сфер деятельности компании «Патриот-инжиниринг». Реконструкция ККПД и успешно работающее уже более 4 лет предприятие – это, бесспорно, высочайший результат проделанной работы. А накопленный опыт – это потенциал для реализации проектов по комплексной модернизации других предприятий отечественной строительной индустрии. Комментирует Станислав Евгеньевич: «Опыт работы по реконструкции ККПД неоценим. Сегодня в России рынок инжиниринговых услуг в строительном секторе полностью отсутствует. Почему-то каждый из собственников считает, что ему интереснее нанять кого-либо «из своих».

На Западе рынок инжиниринговых услуг развит на порядок лучше. Инжинирингом занимаются профессиональные компании, которые разрабатывают свою часть проекта, создают концепцию, технологические решения, и только потом разработанный проект воплощается в жизнь кем-то из команды собственника. Подготовка подобных сложных проектов – это не штатная задача для инженеров предприятия, а работа для профильных профессионалов. Отрицание необходимости профессионального подхода по данному вопросу в России – это большая ошибка. Собственник привлекает каких-то людей, которые 2 года тратят на то, что уже изучено профессионалами. В результате такой подход оказывается дороже и менее эффективным. Примеров таких у нас огромное количество. Некоторые едут к нам на ККПД и думают, что все скопируют и смогут работать. Однако огромное количество вещей на комбинате увидеть невозможно, там есть технические решения, о которых никто не догадывается. Серьезные трудности возникают позже, на этапе производства.

По результатам анализа мирового рынка технологий индустриального домостроения для ККПД была выбрана агрегатно-конвейерная линия немецкой фирмы EBAWE. В результате реконструкции мы отказались от традиционной конвейерной линии, начали использовать магнитные борта для производства трехслойных панелей, а также уделили должное внимание энергоэффективности самого предприятия. Сейчас много говорят, что надо делать энергоэффективные дома. Однако небходимо не забывать об энергоэффективности предприятия. Работа по повышению энергоэффективности предприятия включает утепление стен и кровли, установку эффективной системы вентиляции, использование современного энергосберегающего оборудования и оптимизацию его работы.

В фокусе внимания в процессе модернизации также был вопрос условий труда на предприятии – отсутствие шумов, комфортная температура и чистота. И конечно, мы стремимся к автоматизации, делающей процессы на производстве более управляемыми и увеличивающей производительность.

Конечно, готовя запуск модернизированного комбината в Ростове-на-Дону, мы обозначили ряд показателей, на которые должны были выйти через несколько лет и на которые мы в результате вышли. И даже более того. На сегодняшний день наша доля рынка в Ростове-на-Дону существенно больше запланированной.

Что касается спроса в России на инжинирингоые услуги в строительном секторе, то нужно отметить, что у нас нет ни культуры, ни практики инжиниринговых услуг. Однако это вопрос времени. Как еще профессионально оценить, к примеру, необходимые денежные затраты на реконструкцию производства? Чтобы это было реально, а не так, когда говорят, что реконструкция обойдется в 40 млн, а потом оказывается, что нужно как минимум 400 млн. И работа останавливается, потому что такого финансирования предусмотрено не было. То есть здравый смысл возьмет свое, и мы будем снижать риски, требуя опыта, профессионализма и компетентности от тех, кто оказывает инжиниринговые услуги».

Архитектурный бетон

Около года назад Станислав Евгеньевич Шмелев в интервью нашему журналу (№ 4 2011) рассказал о планах к концу 2012 года начать производство архитектурного бетона на Ростовском ККПД. «Современный архитектурный бетон позволяет варьировать дизайн фасадов зданий, создавать большое разнообразие форм, цветовых гамм, поверхностных текстур и отделки. При помощи новых технологий можно получить поверхности, полностью передающие качества естественных материалов», – объяснил Станислав Евгеньевич тогда.

В настоящее время на Ростовском ККПД происходит активное внедрение архитектурного бетона. Отрабатываются на практике технологические процессы приготовления новой бетонной смеси, формования изделий из архитектурного бетона и обработки их поверхности. Более того, изделия из нового материала уже применяются в реальном строительстве – при возведении административного двухэтажного здания в Левенцовском районе Ростова-на-Дону. Тут же на стройплощадке отрабатывается и ряд других важных вопросов, касающихся транспортировки изделий из архитектурного бетона и их монтажа на строительной площадке.

Как это часто бывает, на практике возникает масса нюансов, которые не всегда предусмотрены на бумаге. И если возникают какие-то затруднения в реализации технологических процессов, решения подбираются уже на производстве. То есть идет нормальный процесс внедрения. О достигнутых результатах по этому вопросу нам рассказал Андрей Викторович Овчинников, директор по развитию ЗАО «ПАТРИОТ-Инжиниринг», во время нашего посещения производственных цехов предприятия: «Существует несколько способов обработки поверхности изделий из архитектурного бетона: химическое вскрытие, деактивация, шлифова ние и др. Независимо от способа обработки задача одна – получить гладкую поверхность или добиться определенного рисунка на поверхности изделия, вид которого задается составом архитектурного бетона, природой и размером наполнителя. При производстве панелей для данного здания мы использовали щебень и опробовали три способа обработки поверхности, выбрав оптимальный. Химическое вскрытие достигается за счет химической реакции при взаимодействии специального кислотного раствора и цемента, вследствие чего с поверхности изделия сходит тончайший слой цемента, открывая мелкий заполнитель. Раствор наносится на изделие сразу после распалубки и смывается через 15–20 минут. Глубина химического вскрытия – около 1 мм. При деактивации специальный раствор наносится на поверхность формы, соответствующую обрабатываемой поверхности изделия. Применяемый раствор замедляет схватывание цемента. Далее за счет применения специальных технологий поверхностный слой застывшего цементного теста удаляется на заданную глубину. Глубина обработки в зависимости от размера наполнителя может варьироваться от 0,3 до 2,5 мм. В Германии это самый популярный способ. Для шлифования мы приобрели специальную установку, сделанную под наш индивидуальный заказ немецкой компанией SR-Schindler. Данное оборудование работает в автономном режиме в соответствии с выбранной оператором программой и способно выполнять 2 операции фрезерования, 2 операции шлифования, 2 операции полирования.

Установка автоматически замеряет в пространстве установленное для обработки изделие, не требуя точности позиционирования изделия. Установив изделие и получив результаты сделанных замеров, оператор задает первый слой снятия. Все остальное делает сама машина». Образцы изделий из архитектурного бетона с поверхностями, обработанными всеми тремя способами, можно увидеть на производстве Ростовского ККПД. Освоен и испытан каждый из этих способов. Существующих мощностей по производству архитектурного бетона сегодня Ростовскому ККПД вполне достаточно для обеспечения трудоемкого процесса внедрения новой технологии. Когда технология будет полностью освоена, экспериментальное производство будет масштабировано до индустриальных мощностей, которые будут достигнуты за счет установки дополнительного бетоносмесителя, подведения линии адресной подачи бетона и оптимизации процессов формования изделий. Монтаж и запуск новой линии по производству архитектурного бетона входит в перечень работ 2-го этапа реконструкции предприятия, запланированного на 2013 год.

2-й этап технического перевооружения ростовского ККПД

Начало 2-го этапа модернизации ККПД запланировано на 2013 год. В планах предприятия расширение номенклатуры, о котором в деталях нам рассказал Станислав Евгеньевич Шмелев: «Реализация 2-го этапа модернизации на Ростовском домостроительном комбинате позволит предприятию расширить номенклатуру выпускаемых изделий, а также подготовить производственную базу для перехода на новую серию домов.

Для этого мы планируем приобрести вибростенды, оборудование для производства пустотных плит перекрытия, а также установить дополнительное бетоносмесительное оборудование. Новый бетоносмеситель предназначен для производства бетона различных классов, в том числе сульфатостойких бетонов, необходимых для изготовления свай. Появление нового бетоносмесительного оборудования и формовочных линий требует также некоторой перестройки линии адресной подачи бетона. Это мы предусмотрели еще на 1-м этапе реконструкции, поэтому линия оснащена дополнительными точками ввода, позволяющими подключать новые модули линии быстро и без существенных затрат». Примечательно то, что производительность нового оборудования будет превышать необходимую для удовлетворения собственного спроса. Это, конечно, не случайно. Дело в том, что спрос на сваи и пустотные плиты перекрытия в регионе всегда был и за послед нее время только растет. Покупатель на эту продукцию всегда найдется. Сегодня, например, Ростовский ККПД закупает пустотные плиты и сваи у других производителей. Решение руководства не оставлять без внимания существующий в регионе спрос выглядит логично и здраво. Нет никаких сомнений, что это принесет свои плоды. От себя же хочу отметить, что испытываю искреннюю радость, когда вижу, как домостроительные комбинаты научились чувствовать рынок и реагировать на его изменения. Монументальная и размеренная мощь предприятий гигантов советского периода кажется чем-то из области фантастики. Сегодня от реконструкции далеко не всегда ждут увеличения мощности производства. Свою точку зрения на современную реконструкцию предприятия высказал Андрей Викторович Овчинников: «Я рад, что из комбината никто сегодня не стремится сделать нечто мега производительное. Я уверен, что сегодня важно оставаться подвижным и мобильным. 2-й этап модернизации даст нам возможность маневрировать на рынке. А то сегодня одна программа, завтра другая… Президент в прошлом году объявил: «Детские сады!» Хорошо, давайте строить детские сады. Будут деньги из федерального бюджета – будем строить детские сады, школы, социальное жилье. Будут деньги у города – будем строить жилье. Мы можем и то и другое».

Новая серия жилых домов

В 2013 году, помимо проведения 2-го этапа модернизации, Ростовский домостроительный комбинат планирует полностью освоить и применить в строительстве принципиально новую сборно-монолитную систему. При этом домостроительный комбинат продолжит выпускать дома серии «Р-н-Д». Обе серии будут выпускаться параллельно. Почему «в народе» технологию, которая используется в новой серии, называют финской, пояснил Станислав Евгеньевич Шмелев: «40 лет назад мы учили финнов строить жилые дома из сборного железобетона. А сегодня уже мы к ним приезжаем учиться, потому что опередили они нас уже существенно. Популярны дома из сборного железобетона в Финляндии стали не сразу. Переломным моментом в истории сборного железобетона в Финляндии стала история, произошедшая в середине ХХ века, когда финские каменщики, объединенные мощным профсоюзом, вошли в сговор и начали повышать расценки на свои услуги и строительный материал. На фоне такого роста цен дома из сборного железобетона при своей низкой стоимости, быстро возводимости и надежности быстро стали объектом неподдельного внимания в Финляндии, впоследствии серьезно потеснив кирпичное строительство. Финны, конечно, нас здорово опередили. Монтажные работы у них на строительной площадке не подразумевают сварки. У них нет сварных соединений. Такая же ситуация и во всей Европе. Вместо сварки используются другие виды соединения, такие как болтовое соединение или монолитные стыки. Мы уверены, что Россия через 15–20 лет окончательно уйдет от сварных соединений. Исторически сварные соединения закрепились при Советском Союзе в строительно-монтажных работах, чтобы можно было строить круглогодично. Тогда не было решений по бетонам, которые застывают при низкой температуре, не было и соответствующих химических добавок. Однако при советской власти был другим контроль качества сварщиков. Сегодня хорошего сварщика найти трудно. А завтра их не будет совсем. Для сборной системы, которую мы сейчас осваиваем, сварщики не нужны». Чтобы увидеть своими глазами работу по внедрению новой сборно-монолитной системы, мы посетили строительный объект – двухэтажное административное здание в Левенцовке, неподалеку от возводимого из серии «Р-н-Д» жилого квартала «Западные ворота». В оформлении фасадов строящегося здания как раз и применяются панели из архитектурного бетона. На улице, под открытым небом, темно- розовые и бежевые глянцевые панели, внешне напоминающие гранит, выглядят очень эффектно.

Посещение строительной площадки позволило нам детально рассмотреть еще незамоноличенные швы и другие конструкционные особенности новой сборно-монолитной системы. Ни на производстве Ростовского комбината, ни на экспериментальной строительной площадке никто не скрывал, что периодически возникают определенные сложности, что совершенно нормально, когда сталкиваешься с чем-то новым. Однако процесс идет, это факт. И, несмотря на все трудности с реализацией нового проекта, мы увидели почти смонтированное по новой сборно-монолитной технологии, исключающей сварочные работы, здание. Мы увидели также применение архитектурного бетона на практике. О том, как будет складываться дальше история Ростовского ККПД и компании «ПАТРИОТ-Инжиниринг», читайте в следующих номерах журнала «ЖБИ и конструкции».

Информационная справка

Инжиниринговые и консалтинговые услуги компании «ПАТРИОТ-Инжиниринг»

  • комплексные решения по разработке и внедрению инновационных технологий производства ЖБИ;
  • формирование технической политики предприятий стройиндустрии;
  • оценка эффективности существующих ДСК;
  • подготовка и реализация программ комплексной модернизации предприятий;
  • повышение эффективности производственных мощностей;
  • подбор оборудования (партнерские соглашения с лучшими европейскими производителями оборудования, такими как EBAWE, Wiggert, ECHO, Progress);
  • строительство производственных комплексов «с нуля» и реконструкция существующих предприятий;
  • расчет экономической эффективности и сроков окупаемости предприятий.

Сегодня «Патриот-Инжиниринг» осуществляет функции управляющей компании по отношению к ряду крупнейших домостроительных комбинатов: ДСК-7 (Москва), Комбинат крупнопанельного домостроения (ККПД, Ростов-на-Дону) и др.

2018 © АО «ПАТРИОТ»
107078, г.Москва
ул. Садовая-Спасская, д. 28
Тел./факс: +7 (495) 660-75-15